u_magazine (u_magazine) wrote,
u_magazine
u_magazine

Первый раз в левый глаз

Эта дата для меня, как в песне поется: «Красной цифрой не отмечен этот день в календаре»... И с той поры мои главные показатели осени, наряду с листвой, — белые фартучки, красные галстучки, детишки с цветами. И почему-то начало года ассоциируется не с первым января, а с первым сентября. Может быть, это как эпоха. Лето кончилось и начинается что-то другое...

В свое время этот день очень ждала и очень хотела в школу. Я пошла туда, как все нормальные дети, — в семь лет. Но за год до того, когда еще все к ней готовились, припоминаю огромную клумбу в нашем дворе, с которой нам разрешили срезать цветы. Естественно, что для детей, которые в эту самую школу пойдут. Это было в Омске. И почему-то многие думали, что в школу я должна пойти именно там. Они ко мне приходили, и сочувственно так спрашивали: «А ты-то в школу идешь?» На что отвечала: «Очень хочется, но меня не берут». Этот год ожидания и предвкушения остался в памяти так же, как и те цветы. Это желание вырваться из состояния «не у дел». Помнится, я все постоянно приставала к воспитательнице в детском саду с вопросом: «Почему я все расту-расту, и никак не могу вырасти?» На что умная женщина тоже спрашивала: «А зачем?» «Ну... Чтобы делать то, что я хочу. Чтобы умной быть». (Но так сегодня отвечает мой сын).

В том новом районе, где я когда-то жила, решили сделать в школе единственный первый класс. Первый «А». И в нем мне пришлось учиться. Помню, когда в первый раз я оттуда пришла, какие-то детишки бегали по кварталу и спрашивали: «Ну как?». На что отвечала: «Очень интересно. Вот сегодня мы туда первый день ходили, завтра — второй пойдем, послезавтра — третий...». Но со временем все это стало утомлять. Придя в школу более-менее подготовленной, немного раздражало то, что учат читать по букварю, по слогам... Но радовало, что математика давалась легко...

Второе первое сентября я не помню. Не помню, какой был второй класс. Наверное, это уже стало настолько привычно, в колею вошло, стали все самостоятельнее, взрослее... Вот третье первое сентября — помню. Поскольку умудрилась-таки заболеть дизентерией, и пошла в школу только двадцатого числа. Вот почему-то именно 29 августа умудрилась эту дизентерию подхватить... Свой второй класс я действительно не помню. Он остался в памяти каким-то смазанным, а третий... Видимо, это была судьба.

Но, оглядываясь назад, я все-таки понимаю, что в первом классе этот день был самым настоящим праздником. Со временем он стал медленно, но верно, превращаться в каторгу. Мне было очень тяжело в школе (не в смысле учебы, хотя со временем надоело и это) за простым отсутствием комфортности. Она становилась тем местом, куда идешь, что называется, с кандалами на каторгу.

Во-первых, очень сложно было каждый раз, хотя класс тот же самый — все знакомые, идти именно в этот первый день. Была закомплексованность, стеснительность в простом подходе к школе. А поскольку школьных друзей и подруг у меня не было, для меня идти туда было жутко и страшно. Ведь когда вдвоем приходишь, за руки держась, — то вроде бы не так страшно...

В десятом классе были те самые ощущения. Вроде бы я стала со временем от них отказываться, но тут они нахлынули вновь. Тогда, правда, было осмысленное желание учиться для чего-то, получать знания и образование, быть «умной». Но это плохо удавалось, поскольку время от времени были мысли типа, «а зачем это нужно?». Спустя время даже это поглотилось и заменилось на другие воспоминания. Воспоминания о последнем звонке и выпускном балу.

Странно, конечно, но на выпускных экзаменах заранее все и всё знали. Какой будет результат, кто чего стоит, кто что значит и какой аттестат получит. И на последнем звонке я увидела свою самую первую учительницу. Она всех узнала, хотя мы изменились, да и с того первого «А» до десятого «А» дошло от силы человек десять. (А все оттого, что была тогда такая тенденция разукрупнять и объединять несколько девятых классов по направлениям обучения. И здесь было множество нервотрепок, пересудов, полуразборок. Доминирующим фактором отбора был, естественно, интеллект. Вопрос по моей личной кандидатуре здесь особо не стоял, поскольку по категории абсолютно тупых я не проходила. Обо мне говорили: «Она умная, но лентяйка». Но восьмой класс все-таки закончившая отвратительно, надо полагать. А наверстать это в будущих классах, по себе скажу, просто невозможно). И вот, встретив, она меня спросила: «Нина, ну а ты-то куда после школы?» На что я с глубокомысленным видом сказала: «Планов множество». Она: «Это плохо. План должен быть один». А на выбор были — театральное училище, был бзик такой, юридический факультет да филологический факультет с отделением журналистики... Чуть после нам вручали аттестаты — выходишь на сцену, а в этот момент думаешь: «А платье не отклеилось, а что с прической стало?». Я чувствовала себя не в своей тарелке, думая: «Поскорей бы это кончилось». Хотя родители, накрывая столы, нам услужливо налили алкоголь (это было шампанское, с чем-то там разведенное). То есть сидел в одиночестве в дальнем уголочке на выпускном балу такой гадкий утенок и тихо, про себя, думал: «Поскорей бы все закончилось. Поскорей!».

А отношение к этому дню у современных школьников зависит от установок и мотивации учиться. Для тех, кто этого хочет, кому это интересно, для них этот день, наверное, праздник. А для всех прочих... Может быть, это лишь повод для того, чтобы встретить старых друзей, потусоваться, так сказать. А что касается тех, кто в первый раз пошел в первый класс... Здесь две крайности — дети идут либо неподготовленные — для них сложить 2+2 составляет большие трудности. Либо те, кто уже в меру образован. Есть такие, которые не пошли в школу вместе со своим годом — и не знаю, что здесь причиной — деньги или отношение. Хотя среди последних существует даже такое мнение: «А зачем вообще учиться?». Однажды, беседуя с одной из учительниц моего сына, услышала: «Мало сейчас в школу приходит подготовленных детей. И тем более ярких личностей. В чем дело? Вырождение нации, видимо. Достаточно просто походить по городу и посмотреть в лица». Так что невольно задаются два вопроса: «Что мы будем рожать и от кого?» В будущем. Поживем — увидим.

Текст: Нина ЛАЗЕБНАЯ
Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments